Страницы

вторник, 20 февраля 2018 г.


ПРИГОДИТСЯПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОТКРЫТЫМ УРОКАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ. ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ


Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить. (Чонси М. Депью)

Урок, занятие были и остаются одной из главных форм процесса обучения. Проведение открытого урока. занятия (конкурса) — необходимое условие современного образовательного процесса. Это дает возможность педагогу показать себя как профессионала, знающего свой предмет, поделиться опытом с коллегами.

Открытое мероприятие — это ответственное и волнующее событие для педагога.

В современных условиях модернизации образования все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его саморазвития, умению управлять своим психологическим состоянием.

Основные причины страха публичного выступления:
— неизвестная и многочисленная публика;
— малознакомое или вовсе незнакомое место выступления;
— сомнения по поводу своего внешнего вида, тембра голоса, манеры общения и пр.

В то же время, как показывает анализ практических и теоретических исследований, психологической подготовке учителя к открытому мероприятию, будь то показательный урок или конкурс, практически не уделяется внимания.
В основном методические пособия и рекомендации посвящены психолого-педагогическому построению урока с учетом возрастных особенностей класса и требований к самому открытому уроку.

Основная задача психолога при оказании помощи педагогу на этапе подготовки к конкурсному мероприятию — помощь в овладении приемами саморегуляции, открытии внутренних ресурсов, в достижении умения владеть аудиторией.

То, что снаружи, изменить труднее, чем то, что внутри

Одной из важных составляющих при подготовке к открытому мероприятию, конкурсу является создание имиджа педагога.

Как показывает статистика, 60% успеха публичного выступления зависит от того, как человек выглядит. Это обобщенное представление педагога о себе, способ поведения, умение формировать оценку собственной личности в соответствии с ситуацией.

Зная собственные индивидуальные и профессиональные особенности, можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа.

На этапе подготовки к конкурсу или открытому уроку психолог может обсудить с учителем такие вопросы:

- Какое впечатление вы бы хотели произвести на открытом уроке / конкурсе?
- Подберите три–пять прилагательных, которые бы наиболее точно охарактеризовали ваше желательное поведение на открытом уроке (например: организованная, спокойная, уверенная).
- Что поможет вам создать такое впечатление? (Можно рассмотреть отдельные составляющие: внешний вид, манера поведения, речь и т.д.)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Большое значение в подготовке к конкурсу или открытому уроку имеет позитивная Я-концепция и устойчивая адекватная самооценка.

Учитель с позитивной Я-концепцией характеризуется чувством собственной значимости, уверенностью в выбранной профессиональной деятельности, любовью к экспериментированию, гибкостью мышления. Столкнувшись с трудностями, он готов справляться с различными жизненными ситуациями, проблемами, не терять присутствия духа. Поэтому помощь психолога в формировании позитивной Я-концепции на этапе подготовки учителя к открытому уроку неоценима.

ПСИХОЛОГ МОЖЕТ ДАТЬ ПЕДАГОГУ ТАКИЕ ЗАДАНИЯ:

- Напишите список из 10 своих сильных качеств и разместите его таким образом, чтобы он как можно чаще попадался вам на глаза. - Подумайте, в чем ваша уникальность как учителя, как педагога?

Сформулируйте свою уникальную профессиональную позицию. - Подумайте о своем характере, об особенностях его проявления в различных сферах деятельности и ситуациях (работа, семья, досуг). Что вам легче всего дается, на что вы могли бы опереться?

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Открытый урок или любое другое публичное выступление требует от учителя (помимо знаний своего предмета, методической грамотности построения урока) актерских способностей, а именно умения перевоплощаться, сохраняя при этом свою индивидуальность. Педагогический артистизм учителя предполагает не только и не столько игру, сколько состояние души, позволяющее ему перевоплощаться на глубинном, органичном и естественном уровне. Артистизм педагога непосредственно связан с овладением искусством самовыражения, умением самостоятельно регулировать свое психическое состояние, способностью ставить и решать определенные задачи.

На втором месте по значимости восприятия стоят речь и голос человека, являющиеся важной частью его внешнего облика. Речь играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу.

Слагаемые хорошего выступления

Как известно, требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом. Для успешного выступления необходимо:

- соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами; - использовать возможности речевой техники; - применять логические и эмоционально-экспрессивные интонации; - иметь хорошую дикцию, обеспечивающую четкое и ясное произношение слов и фраз.

Психолог может предложить учителю такие рекомендации:

- Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. Проследите свою манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много.

- Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова.

- Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой.

- После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя может выступить психолог).

Непосредственно во время открытого урока или конкурса учителю помогут такие рекомендации психолога:

- Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе.

- На самом выступлении смотрите, прежде всего, в зал, на зрителей, на жюри. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией

- Помните, что жюри для вас только один из зрителей. Постарайтесь наладить психологический контакт с залом (классом). Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих.

- «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке.

«А правда, я самый лучший в мире Карлсон?»

Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить! Закрепите момент успеха вашего выступления.

Публичное выступление - это путешествие

Во время подготовки к открытому уроку или конкурсу психолог может предложить учителю упражнения.

Упражнение 1. Использование представлений для расслабления

Яркое представление о каком-либо объекте вызывает соответствующее ощущение и реакцию организма. Включите музыку с шумом волн, закройте глаза и представьте море, гладь воды.

Упражнение 2. Контроль тонуса мимических мышц

Это упражнение помогает придать лицу спокойный вид, добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть таким: «Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо как маска». Говорите медленно, сосредоточенно, с улыбкой. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.

Упражнение 3. Контроль и регуляция темпа движения и речи

Наряду с мышечной скованностью может проявиться суетливость, возрастает темп движения и речи. Избежать этого помогут следующие задания: плавно и медленно сжимайте и разжимайте пальцы рук, плавно и медленно переводите взгляд с одного предмета на другой, пишите, идите, говорите.

Упражнение 4. Контроль и регуляция дыхания

Наше дыхание и эмоциональное состояние тесно связаны. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание у спящего и «раздутые ноздри» у гневающегося. Помогает следующее: при диафрагмальном дыхании вдох производите через нос. Вначале воздухом при расслаблении и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние. Начав говорить, дышите равномерно и свободно. Начинайте говорить только при выдохе, голос при этом будет глубже и звук более управляемым. Дыхание верхней частью легких изнуряет, принуждает вас делать вдохи и выдохи во время речи и повышать голос.

Упражнение 5

За несколько минут до выступления бодро пройдитесь, где бы вы ни находились. Накануне выступления позанимайтесь спортом: побегайте, поплавайте или покатайтесь на велосипеде. Это поможет разогнать по телу адреналин и снять парализующее вас мышечное напряжение.

Упражнение 6

Мысленно выберите среди публики одного человека (желательно сидящего по центру зала) и во время доклада акцентируйте внимание не на всех людях сразу, а только на выбранном слушателе.

Практика, практика и еще раз практика!

Итак, самообладание, хладнокровие приобретаются только путем постоянной практики. Они вырабатываются при помощи постоянного самоконтроля, постоянных усилий и постоянного проявления силы воли.
Э.Шохина

Комментариев нет:

Отправить комментарий