Страницы

Родителям

  как  воспитать в ребёнке креативность 
Не так давно в наш словарный запас прочно влилось модное словечко «креативный». Заглянув в Википедию, находим трактовку этого слова. Креативность (от англ. create - создавать) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
То есть креативность - это способность искать совершенно новые решения и смотреть на мир незашоренным свежим взглядом. Фонтанировать идеями и придумывать новые концепции. Понятно, почему работодатели так ценят креативность в сотрудниках, охотно продвигая их по служебной лестнице и высоко оценивая во всех смыслах их труд.
Каждый родитель мечтает об успешности своего ребенка. И можно предположить, что если мы будем развивать в своем ребенке творческое начало, то тем самым поспособствуем его дальнейшей успешности в жизни. Как же это сделать? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые делают родители, стремясь развить в ребенке творческие способности.
Первая и самая распространенная ошибка - попытка действовать по шаблону. В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы. Исполнительность, усидчивость, способность выполнять задание - именно для этих целей должны служить эти товары, а вовсе не для развития творческого начала.
Почему? Еще раз обращаемся к Википедии. Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Руководствуясь этим определением, легко догадаться, что трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству. Их можно использовать, бесспорно, но совсем для других целей и развития других качеств (исполнительность, усидчивость, способность действовать по заданию - эти достоинства в школе обязательно пригодятся малышу!).

Вторая распространенная ошибка - наши запреты на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот - сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
Третья ошибка - наша боязнь активно включиться в процесс. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать. Ценителем будет ваш малыш, а он просто не сможет критично относиться к вашим произведениям.
Как же развить в ребенке творческое начало?
Во-первых, потворствовать его фантазиям. Он рассказывает, что у него в углу живут маленькие гномики, и просит вас помочь ему их покормить? Не стоит обвинять его во лжи, пренебрежительно говоря: «Ну что ты выдумываешь!». Пусть гномики живут, они вам не мешают. Это не ложь, это игра, сказка.

Активно включайтесь в процесс. Вместе постройте домик для гномиков, придумайте им имена, сшейте одежду, придумайте целую историю. Вы не заметите, как сами увлечетесь, и сказка будет обрастать все новыми и новыми подробностями. Ваш малыш будет счастлив, а вы зарядитесь хорошей, позитивной энергией.

Творите вместе с малышом. Возьмите в руки кусок пластилина. Представьте. Что внутри пластилина живет... к примеру, прекрасный лебедь. Вам надо его освободить. Расскажите это вашему ребенку. Он будет заворожено следить за тем, как под вашими пальцами из обычного бруска вырисовываются очертания прекрасной птицы. Пусть это будет коряво, пусть вы никогда не лепили, но в глазах сына или дочери вы увидите безмерный восторг, а себя поймаете на том, что все тяготы прошедшего дня куда-то улетучиваются и становятся призрачно-далекими.

Рисуйте вместе. Рисуйте чем угодно - пальцами, кистью, валиком, губками. Не задумывайте какую-то композицию, просто выбрасывайте свои эмоции на бумагу. Ребенок последует вашему примеру. Никогда не требуйте от малыша рисования по заданной схеме. Известные детские психологи, специализирующиеся по арт-терапии, утверждают, что до 10 лет нельзя учить детей технике (мазка, лепки и т.д.). Это помешает развитию огромного творческого потенциала, заложенного в нас при рождении.

Пусть малыш генерирует идеи, ваша задача - не мешать ему. Помочь. У детей, в отличие от нас, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную детальку, они могут превратить в волшебного персонажа. Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, из которых можно сделать коллажи, цветная бумага.

Источник: http://shkolazhizni.ru    


Родителям будущих школьников
12 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ


1. Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых преждевременно сложились тёплые отношения к школе. Такие отношения возникают в результате столкновения с   прошлым опытом близких людей. Полистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим моментам прошлого делает человека сильнее и увереннее в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполняют душу ребёнка радостным ожиданием.
2. Помогите ребёнку овладеть информацией, которая поможет ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» – отвечают: «Мама». Убедитесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи.
Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать своё рабочее место. Заранее подготовьте  в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки, карандаши (карандаши придётся в первое время точить вам). Всё это , как у взрослых, но – личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок также личная, у взрослых ведь также.
4. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Многие дети этого возраста непоседливы. Не всем легко даются чтение и счёт. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В связи с этим вполне понятно стремление родителей предупредить детей о неприятностях, которые их ожидают: «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях подобные попытки могут иметь успех, однако отдалённые результаты всегда печальны.
5.  Не стремитесь быть для ребёнка учителем. Стремитесь поддерживать дружеские отношения.
Некоторые дети испытывают трудности в отношении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попробуйте организовать игру детей на площадке около дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе со взрослыми. Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребёнком этого достичь невозможно.
6. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть дальше. Помогите ему преодолеть разочарование. Предложите детям сыграть ещё разок, но немного изменить правила игры. Отмечайте в ходе игры успех каждого. Подбадривайте хронических неудачников надеждой, после игры обратите внимание своего ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные дети. Пусть он ощущает значимость игры, а не победы. Только тот оказывается на высоте, кто пробует, терпит неудачу, исправляет свои оплошности и пробует вновь.

7. Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений.
«Спасибо...», «Извините...», «Можно ли мне...» -- должны войти в речь ребёнка до школы. Порицаниями и проповедями этого достичь сложно. Постарайтесь исключить из отношений между членами семьи команды: «Чтоб я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор!». Обратите их внимание на вежливые просьбы. Ребёнок обязательно скопирует ваш стиль. Он же вас любит и стремится во всём быть похожим на вас.
8. Помогите ребёнку выработать чувство уверенности в себе.
Ребёнок должен ощущать себя в любых условиях также естественно, как и дома. Научите его внимательно относиться к своим потребностям, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-нибудь перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать за себя заказ. В следующий раз отпустите сделать заказ для всей семьи. Пусть он попробует в поликлинике спросить: «Где находится туалет?»,- или сам займёт очередь к специалисту.
9. Приучайте ребёнка к самостоятельности в ежедневной жизни.
Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем больше взрослым он себя ощущает. Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок будет требовать особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не перед самым выходом во двор. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребёнка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребёнком по поводу меню семейного недельного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюда за праздничным столом и подбирает одежду согласно погоде. Ещё более сложное дело – планирование семейного отдыха на выходные дни. Приучайте ребёнка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение отношений с ребёнком.
·        Ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите его положить в корзину, например, три пачки печенья, кусок масла, батон белого или буханку чёрного хлеба. Свою просьбу выскажите сразу и больше не повторяйте. 
·        Ребёнок помогает вам накрыть стол. Попросите его расставить на столе 4 глубокие тарелки, около каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: «Сколько ложек тебе понадобится?» Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обратите внимание на слова-надписи, что окружают нас повсюду. Объясните их значение.
12. Учите ребёнка ощущать и удивляться, поддерживайте его интерес.
Обращайте его внимание на первые цветы и цвета осеннего леса. Отведите его в зоопарк и вместе с ним найдите самое большое, а затем самое маленькое животное. Наблюдайте за погодой и контурами (формой) облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка. Учите ребёнка ощущать. Открыто переживайте с ним  все события повседневной жизни, и его интерес перерастёт в радость добычи знаний. 




ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как правильно слушать и слышать своего ребенка?

Раньше, ещё будучи дошкольником и первоклашкой, ребёнок делился с вами каждым своим секретом: рассказывал, с кем он подрался в садике или в школе, кто его обидел, обозвал, о какой он мечтает игрушке, какая ему нравится учительница, кто его «первая любовь». Но вот ребёнок взрослеет, он уже подросток, и вы с грустью, а может и с облегчением, замечаете, что он перестал посвящать вас в свою жизнь. Вы подходите к нему с расспросами или заставляете рассказывать что-то, а он говорит: «Ой, мам, пап, отстаньте, это не интересно!»
Почему же так получается? Почему ребёнок больше не доверяет вам «тайны» свои? Быть может, вы раньше «не слышали» своего юного собеседника, не желали слушать его?
Давайте попробуем научиться слышать ребёнка, не слушать, заметьте, а именно слышать!

Как стать внимательным собеседником и слушателем для своего ребёнка?

1. Умейте чувствовать, что интересно ребёнку, и говорите с ним об этом.
Многие родители прежде всего интересуются школьными успехами своего чада, но, согласитесь, помимо школы в жизни столько всего увлекательного, столько вещей и явлений, о которых можно поговорить и дать высказаться ребёнку! Так, вместо того чтобы задавать ребёнку извечные вопросы: «Ну, как в школе? Какую оценку получил? Что изучаете нового?», можно поинтересоваться: «Какую музыку ты сегодня слушал(а)? Не хочешь ли на выходных сходить в театр, кино? Из-за чего у вас в классе случаются ссоры обычно?»

2. Не совмещайте «слушание» с посторонними делами
Если ребёнок порывается что-то вам рассказать, вы видите, что его беспокоит, тревожит что-то, не совмещайте «слушание» с посторонними делами. Разговаривая с ребёнком, особенно о чём-то важном для него, не занимайтесь попутно стиркой, готовкой и т.д. Старайтесь уделять ребёнку хотя бы 20 минут «чистого» времени каждый день только на то, чтобы выслушать его внимательно.

3. Не засыпайте ребёнка вопросами, не устраивайте допрос. Просто помогите ему высказаться, не пытайтесь перебивать, вставлять свои комментарии. Обычно ребёнок хочет не столько получить ваш совет, рекомендацию, сколько просто рассказать о каком-то событии.

4. Не делите то, что рассказывает вам ребёнок, на важное и неважное.
Порой подросток взахлёб рассказывает об увиденном накануне футбольном матче, а мама говорит: «Да ну его, этот твой футбол, я в нём не понимаю, расскажи лучше, как там в школе у тебя!» Или девочка начинает выказывать беспокойство по поводу того, что мальчик, которым она увлечена, даже не смотрит в её сторону, а мама отвечает: «Да пустяки это всё! Ещё сто таких мальчиков будет, влюбишься и разлюбишь! Не бери в голову!» Тем самым родители отмахиваются от пусть маленьких, но всё же проблем, забот ребёнка.

5. Слушая ребёнка, будьте с ним на «одной волне».
Как это? Когда ребёнок что-то рассказывает, постоянно подавайте ему сигналы, знаки, подтверждающие вашу внимательность и заинтересованность: кивайте головой, смотрите в глаза, но не сверлите взглядом, лицо ваше должно выражать эмоции, сообразные, эквивалентные эмоциям ребёнка, начните дышать в такт с ребёнком, время от времени повторяйте то, что он говорит, но уже другими словами. Этот приём называется отзеркаливанием. Например, ребёнок говорит: «Я сегодня пошёл в школу в новом костюме, Вася как его увидел, такие глазищи сделал злые, мол, у него никогда не было такого костюмчика!» А мама говорит: «Да, видно Вася очень завидует тебе, я правильно понимаю?» Если вы правильно пользуетесь приёмом отзеркаливания, ребёнок увидит, что вы его слышите, что вы понимаете его.

6. Слушая ребёнка, уважайте его вкусы, интересы, будьте к нему добры.
Даже если нужна строгость, пусть она соединится с добротой в равных пропорциях. Ваши глаза должны излучать терпение, желание услышать юного собеседника.


Научившись слышать ребёнка, вы останетесь лучшими друзьями на всю жизнь



Как прожить хотя бы один день без нервных срывов, поучений и взаимных обид

·        Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошность, даже если «вчера предупреждали».

·        Не торопите, рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

·        Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: так как до школьного - ему придется много поработать.

·        Прощаясь, не говорите: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и другие подобные слова. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

·         Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте  ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его,  ведь это не займет много времени.

·         Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, потом  расскажет всё сам
Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать «взбучку» и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

·        После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в 1 классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
 
·        Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15 – 20 минут занятий  устраивайте небольшой перерыв.




Советы школьного  психолога  родителям
по развитию у подростков
уверенности в себе.
1.     Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!» Нет такого скромного успеха, который не заслужил бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным «ура» и не следует критиковать. Критику нужно сочетать с похвалой и практическим советом.

2.     Позволяйте исследовать. Подростки, да и взрослые тоже, восхищаются теми, кто стремиться познавать новое, преодолевать преграды, и идут по их стопам. Но как часто мы учим наших детей не рисковать!

3.     Настраивайтесь на успех. Внушайте ребенку, чтобы он не думал о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, увлекает за собой других. Только тот становится решительным, кто пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.

4.     Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. Поощряйте их мечты, какими бы далекими от жизни они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как осуществить мечту.

5.     Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения – одно из главных качеств уверенного в себе человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступать перед классом. Подскажите ему, как нужно говорить, - громче или тише, может быть более выразительно.

6.     Родители должны привить ребенку 3 главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.



ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих  что-то новое, личное.  Они видят себя, как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отдаление от родителей.

Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затруднить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли –  родители, то она дольше не проходит.

Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

Правда и сочувствие рождают любовь. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда  превращается в смертельное для семейных отношений оружие,  если единственная цель – это докопаться до истины.

Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
Избегайте громких фраз. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».

Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.
Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.
Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
8. Работайте только на «положительном подкреплении».
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…
Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.
Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации! 




Выдержки из книги
Ю.Б. Гипенрейтер «Общаться с ребенком  КАК?»
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Одна из фундаментальных человеческих потребностях – это потребность в любви, в принадлежности в нужности другому. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда Вы сообщаете ребенку, что он Вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе»,
Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»   Ответ: Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать адекватными способами.
Правила, выражения своего недовольства:
Ø      Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Ø      Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Ø      Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Правила, которыми стоит руководствоваться,:
Ø      Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Ø      Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.  При этом:
1.      Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2.      По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Ø      Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Ø      Постепенно, но неукоснительно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Ø      Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
     Пример таблицы «сам – вместе», которую составила мама со своей
                                 одиннадцатилетней дочкой.
                сама

               Вместе с мамой

1. встаю и собираюсь в школу
1. иногда делаем математику, мама объясняет
2. решаю, когда сесть за уроки
2. решаем, когда можно пригласить к нам друзей
3. перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет.
3. делим купленные игрушки или конфеты
4. решаю, когда мне мыться
4. иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться
5. выбираю, с кем дружить
5. решаем, что будем делать в воскресенье.
6. разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших

Ø            Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке. 
Ø            Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Ø            Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Ø            Выявлять причину непослушания и  плохого поведения ребенка довольно просто, нужно просто обратить внимание родителям на свои чувства: посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у Вас самих при повторном непослушании и  неподчинении ребенка:
1.        если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
2.         если подоплека стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.  
3.        если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида
4.        при глубинном переживании ребенка своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния

Что же делать дальше? Постарайтесь не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от Вас ребенок.  
Основные потребности ребенка в:

Ø      Уважении
Ø      Самоуважении
Ø      Познании                                                                                                                                                                                                              
Ø      Любви
Ø      Внимании
Ø      Независимости
Ø      Самоопределении
Ø      Развитии
Ø      Ласке
Ø      Успехе
Ø      Самоуважении
Ø      Реализация собственного потенциала
Ø      Самосовершенствовании
Ø      Свободе
Ø      Понимании


Базисные стремления ребенка:
Я – хороший
Я – любим
Я – могу
Я – есмь
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому – то нужен и близок; чтобы у него был успех  - в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого нужно:
·        Безусловно принимать его
·        Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
·        Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
·        Помогать, когда просит
·        Поддерживать успехи
·        Делиться своими чувствами (значит доверять)
·        Конструктивно разрешать конфликты
·        Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
«Как хорошо, что ты у меня есть»,
«Я рада тебя видеть»
 «Ты мне нравишься»
 «Я люблю когда ты дома»
 «Мне хорошо, когда мы вместе»…
·        Обнимать не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.




              Как добиться дисциплины ребенка
·                    Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка
·                    Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Найти золотую середину между этими двумя правилами нам поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленый, желтый, оранжевый и красный.

1. В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить… В зависимости от возраста ребенка и его особенностей.
2. Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.
Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.
Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной Вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано Ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора.
Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую зону.
3. Итак, в оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.
Исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они, действительно, редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
4. Наконец, в последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений: нельзя играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких, перебегать дорогу… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.



Что нужно, чтобы у ребенка,  обучающегося в начальной школе  возникла учебная мотивация? 

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает. 
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.

  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого. 
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое дело до конца.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе?

Создайте  безопасное пространство

·         Перед поступлением в школу и в течение всего первого класса постоянно разговаривайте с первоклассником о школе - о том, как устроена школа, как вести себя с учительницей, не объясняют, можно ли на уроке пойти в туалет или поболтать с приятелем, если вдруг стало скучно…

·         Играйте с ним «в школу», «в учительницу» (даже после того, как он пойдет в первый класс). Это поможет ему освоиться с новой жизнью, а его ожидания станут более реалистичными.

·         Настойтесь доброжелательно по отношению к школе. Трудно учиться с удовольствием и тогда, когда дома родители постоянно критикуют школу, когда им самим не нравится учительница. Ребенок чувствует, что мама оставляет его в школе с неспокойным сердцем. Реакция взрослых означает для него одно – в школе небезопасно. И он пугается, чувствует себя беззащитным и тратит много сил на то, чтобы справиться со своими страхами. Энергии на учебу у него просто не остается.

Помочь младшим школьникам учиться – значит быть рядом, откликаться и поддерживать. Быть вовлеченным в жизнь сына или дочери, быть взрослым по-настоящему.

Развивайте любознательность

·         Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые постепенно вызывают отвращение к обучению.
·         Открывайте с ребенком школьном обучении что-то новое – новые буквы (письменные), новые тетрадки, новые задания и задачки.
·         Новые старые знания, о которых он знал раньше, теперь дополняются, рассказываются по-другому, более полно и интересно. Беседуйте с ребенком о том, что он узнал на уроке, разглядывайте в окружающей вас жизни эти новые знания.
Множество открытий, удовольствие, которое ребенок непременно почувствует в такие мгновения, позволят ему сохранить радостное любопытство к миру, желание исследовать, экспериментировать и наблюдать.
Замечайте достижения
·         При повторяющихся неудачах ребенка…постарайтесь сдерживаться и не указывать на каждую ошибку.
·         Похвалите его за то, что раньше он делал 25 ошибок в диктанте, а сейчас лишь 22.
Лучшее, что могут сделать родители, – научить ребенка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Замечайте даже минимальные достижения». Учеба, особенно в младших классах, невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Каждому мальчику и девочке важно испытать чувство победы – в учебе, творчестве или спорте. Но в этом возрасте дети быстро забывают о своих маленьких успехах. Иногда, чтобы чувствовать себя сильнее, ребенку достаточно сказать себе: «Пусть я медленно считаю, но зато пишу аккуратно». Тем, кто сомневается в своих силах, это ощущение – «я могу» – помогает разорвать замкнутый круг неуспешности. Поэтому так важно, чтобы в тех предметах, где ребенок чувствует хотя бы небольшой интерес, родители почаще напоминали ему о его успехах.

Восьмилетки учатся иначе

Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ*. И обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8–9-летних детей не менялась, когда их работу критиковали (например: «Тут ответ неверный»). В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках.
И только с 12–13 лет подростки эмоционально реагируют на сообщения об их ошибках и неудачах и могут извлечь пользу из своего негативного опыта..
* The Journal of Neuroscience, 2008, № 28 (38).

 

Ваш ребенок утратил интерес к учебе, если…

уже больше трех недель у него есть хотя бы половина из следующих проблем:

  • Он говорит, что учитель(ница) его не любит или ему не нравится.
  • Отказывается от помощи, даже когда она необходима.
  • Перед уходом в школу у него болит живот, он забывает свои вещи.
  • Он недоволен своими отметками.
  • Он уверен, что у него ничего не получится, и хочет, чтобы его успокоили и похвалили.
  • Быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть.
  • Не рассказывает о школе.
  • Говорит, что учитель(ница) слишком часто кричит.
  • В первом классе скучает по детскому саду, в четвертом – боится перехода в пятый.
  • Жалуется, что у него нет друзей среди одноклассников.


Что нужно, чтобы у ребенка,  обучающегося в средней школе возникла учебная мотивация?


Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями.

Научить учиться

Переход в 5 класс сопровождается сменой всей системы школьных занятий. Учителей теперь гораздо больше, одни задания надо делать на завтра, другие – на следующую неделю. У каждого учителя свой стиль, заниматься становится намного сложнее. И многие дети теряются.

  • Научите ребенка  действовать в новых обстоятельствах.
  • Вместе можно составить план занятий, поставить «напоминалки» в телефон, оставляя ребенку ответственность за выполнение уроков.
  • Составьте четкий распорядок дня. Полезно приучить сына или дочь заниматься в определенные часы, и лучше до того, как садиться перед телевизором или компьютером.
  • Внимательно следите за учебой, но не настаивайте на высоких результатах. Если ждать от школьника этого возраста больших успехов, это может погасить в нем желание учиться.

Важно, чтобы он понимал: знания меняют его самого, придают ему уверенности, с ним становится интереснее общаться.

Поднять самооценку

Современные школьники слишком быстро отчаиваются. Они пасуют перед малейшими препятствиями, отказываясь прилагать усилия, если результат не гарантирован. Во многом это происходит потому, что дети не доверяют себе и остро переживают свою некомпетентность.

  • Предоставьте подростку самому отвечать за то, как он учится
  • Позволяйте действовать самостоятельно. Компетентность рождается только в деятельности, причем достаточно сложной, которая может быть вызовом для ребенка.
  • Помогите ему понять собственные ощущения и желания, подчеркивайте сильные стороны характера.
  • Не делайте трагедии из ошибок и неудач... Нам полезно помнить о том, что школьные баллы – это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности.
  • Помните, что, во время пубертатного периода интересы ребенка смещаются. Помимо учебы его начинает интересовать, кто с кем дружит, кто и что сказал, кто кого предал. Он открывает для себя мир общения со сверстниками, а интерес к учебе на какой-то период снижается, особенно у мальчиков.

Ослабить контроль

Младшие подростки особенно нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. От взрослых они ждут одобрения каждой своей работы, постановки выполнимых задач, уважения своей независимости.
  • Постепенно ослабьте контроль, но будьте внимательны к тому, чем живет ребенок. Родители, которые и в 7–8 классе жестко контролируют выполнение домашних заданий, могут спровоцировать у детей тревогу и неуверенность в себе.
  • Помните, что для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям.
  • Перестаньте спрашивать: «Какие у тебя оценки?» Но обсуждайте прочитанное, рассказывайте о том, что вас заинтересовало, просите подростка объяснить то, в чем он разбирается лучше вас, прислушивайтесь к нему, когда обсуждаете важные семейные дела.
  •  Принимайте своего взрослеющего ребенка всерьез.

Ваш интерес, поддержка, а не контроль мотивируют подростков учиться. Они начинают понимать, что ходят в школу не затем, чтобы порадовать родителей, а затем, чтобы стать компетентным, грамотным, образованным. Но если повторять: «Хорошие оценки нужны тебе, а не мне», это вызовет протест и сопротивление.

Ваш ребенок утратил интерес к учебе, если…

…хотя бы три из этих проблем проявляются в течение нескольких недель:

  • Ему неинтересны школьные предметы
  • Он часто критикует преподавателей
  • У него не получается вовремя вставать по утрам
  • Он забывает записывать задания
  • Он забывает сдавать письменные задания, даже если они сделаны
  • Он не выполняет задания по пропущенным урокам
  • Он плохо ведет себя на уроках и регулярно получает замечания
  • Он не участвует в жизни класса
  • Он отпрашивается с уроков, жалуясь на плохое самочувствие
  • Он часто чувствует себя уставшим и может заснуть на уроке



Что нужно, чтобы у ребенка, обучающегося в старшей школе  возникла учебная мотивация?


Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей.

Удача - результат усилий

  • Показывайте в общении с сыном или дочерью, что для стабильных успехов необходимы наши усилия,
  • Но при этом учить ребенка гибкости: чем делать раз за разом то, что не получается, лучше поискать новую стратегию решения».
  • Помните, что ярлык, «приставший» к подросткам, ограничивает их, мешает относиться к себе конструктивно. Говоря ребенку, что он неспособный, ленивый, мы вызываем у него беспомощность, огорчение, отчаяние; он не понимает, что ему делать.
·         Научите подростка видеть связь между результатом и избранной им стратегией. Именно в этот момент он начинает анализировать, что и почему он делает, с чего лучше начать в следующий раз.

Преодолеть страх экзаменов

·         Интерес и желание готовиться к экзамену возникают у школьников, лишь когда взрослые ориентируют их на процесс поиска ответов, на содержание заданий, пусть и не всегда логичных и удачно составленных
·         Помните, что при зубрежке и натаскивании на результат используется лишь память, что означает для ребенка отступление на более низкую ступень мышления. Такой метод не только ослабляет его мотивацию, но и истощает его силы
·         Постарайтесь не манипулировать чувством вины подростка.                         Типичные фразы : «Я так за тебя волнуюсь» или «Мы столько денег потратили на репетиторов, ты просто не можешь плохо сдать ЕГЭ», возможно, и вызовет всплеск трудолюбия, но он будет недолгим.
·         Оставайтесь заинтересованными и продолжайте верить в то, что ребенок справится с испытаниями (ведь тревожась, мы незаметно подрываем уверенность ребенка в своих силах – дети очень хорошо чувствуют нас).

Помочь подростку разобраться в себе

Чтобы определиться с планами на будущее, старшекласснику нужна помощь родителей. Не зная себя, он может не рассчитать силы и увлечься крайностями – заниматься сутки напролет или не заниматься совсем. Отсутствие опыта пока не позволяет подростку быть объективным: ему трудно увидеть свои сильные стороны, разобраться в своих желаниях, приоритетах, вкусах и интересах. Существует множество подходов к самоорганизации, но эффективным будет тот, который основан на знании себя. Какой я? Мне легче запоминать на слух или конспектировать? Работать постепенно или штурмом? Именно в этом подростку могут помочь родители: посоветовать, показать разные варианты, рассказать о собственном опыте.
  • Говорите с ребенком открыто о том, на что он может рассчитывать после школы
  • Планируйте вместе с ним будущее с учетом финансовых возможностей семьи. Например, на репетиторов или на курсы деньги есть, а на платное отделение – увы… Если этой ясности нет, он будет думать, что всемогущие родители каким-то образом решат все за него
  • Некоторые подростки долго не могут принять решение о своей будущей специальности. Если ребенок будет думать, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь, это только усугубит его тревогу. Тем более что эпоха, когда многие всю жизнь работали на одном месте, ушла в прошлое. Так что пусть смело делает свой первый выбор!

Ваш ребенок утратил интерес к учебе, если…

…хотя бы три из следующих проблем проявляются в течение нескольких недель:

  • Он регулярно опаздывает на уроки и иногда их прогуливает
  • Он замыкается или раздражается, как только вы задаете ему вопрос о школе
  • Он часто делает задания в последний момент
  • Случалось, что во время контрольной работы он не мог ничего написать и сдавал пустой лист
  • Ему трудно сосредоточиться
  • Ему трудно планировать свои занятия заранее, он не знает, что будет делать через три дня
  • Он часто говорит: «Подумаешь, выпускные экзамены, их все сдают»
  • Он не любит задумываться о своем будущем
  • Он заболевает в дни контрольных  работ
  • У него нет друзей, или он общается целыми днями, забыв об уроках
  • Он забросил свое хобби или, наоборот, увлекся им в ущерб всему остальному

Комментариев нет:

Отправить комментарий