Страницы

Учителям

Рекомендации учителям гиперактивного ребенка


Оставайтесь спокойным в любой ситуации:
Нет хладнокровия – нет преимущества!
Остановитесь на 10 секунд, перед тем как сделать замечание

Помните: гиперактивный ребенок всегда нуждается в поддержке взрослого в критических ситуациях

Изменение окружения 


Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. Стоя у стола или проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить ему руку на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Учителя он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
Школьный урок продолжается 45 минут. К сожалению гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Измените режим урока с включением физкультминуток (используйте несложные двигательные упражнения).
Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. Нельзя гиперактивного ребенка во время перемены удерживать в классе. Не имеет смысла подавлять высокую потребность в двигательной активности, пусть ребенок походит в коридоре.

Создание положительной мотивации на успех
  
- чаще хвалите ученика;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- используйте на уроке элемент игры или соревнования;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные. 

Гиперактивные дети чувствительны к прикосновениям и похвале.
Помните, что с учеником необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Обучение ученика необходимым социальным нормам и навыкам общения
  
- старайтесь часто переключать ребенка с одного вида деятельности на другой – гиперактивный ребенок обычно выполняет то, что интересно и пока не надоест;
- используйте в общении с ребенком методы убеждения; категоричные и пространные заявления о способах поведения в школе: «Я буду себя хорошо вести!», «Я буду всегда слушаться», воспринимаются плохо и не осуществляются на практике. Более демократичная и понятная просьба: «С сегодняшнего дня я перестаю пинать парту», «С сегодняшнего дня я ставлю портфель на место» воспринимается  и выполняется ребенком легче.


Скорая помощь при работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его возможной деятельности в данный момент
  • Задать неожиданный вопрос
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, отзеркалить действие ребенка)
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме
  • Не приказывать, а просить (не заискивать!!!)
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок в данный момент (иначе не услышит вас)
  • Автоматически нейтральным тоном, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало, принес извинения
  • Не читать нотаций (не услышит)

профилактика эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.

Как распознать стресс?

Признаки стресса:
1. Физические:
•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
•дрожь или нервный тик;
•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
2. Эмоциональные:
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
3. Поведенческие:
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.
4. Признаки стресса у детей.
•Беспокойство или повышенная возбудимость;
•Раздражительность, гнев, агрессивность;
•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
•Чувство беспомощности, страх.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.

Методы саморегуляции:

В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
•Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
•Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
•повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.
Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца…
Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.
Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
4. Йога;
Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.
Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя.
Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
Упражнение: "Пять точек".
Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных "границ". Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание "передается" в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, "энергии". Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую "граничную" область. После того как будут пройдены все три "границы" по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот "кокон", упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.
Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда "земля плывет под ногами" и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений "надвигающейся потери сознания". Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с "земли".
6. Визуализация ресурсного состояния;
Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.
Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.
Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.
7. Кинезиологический комплекс.
•Кинезиологический комплекс упражнений.
Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.
Хотите определить, нужно ли вам бороться со стрессом?
(см. в конце статьи)
Если хотите расслабиться и отдохнуть, то:
Наденьте, пожалуйста наушники и включите любую мелодию relax
Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц.
Не скрещивайте руки.
Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутренне равновесие, гармонию.
Личностное и профессиональное развитие – очень хорошее средство от разочарования и эмоционального истощения!
Приложение

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания


Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почтиникогда
Редко
Часто
Почти
всегда
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня




2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой




3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня




4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких




5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела




6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня




7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье




8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил




9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей




Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.


Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.

1. Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
  • Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
-  Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.

4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда


5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).


6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;
2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.



7. Основные направления работы с одаренными детьми:
·         выявление одаренных  обучающихся;
·         создание банка данных «Одаренные дети»;
·         разработка индивидуальных форм работы;
·         внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
·         использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
·         создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
·         развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
·         включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
·         разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области.

8. Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации  обучающихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей:
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;


- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений  обучающихся.
2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Обращение внимания на  заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
9. Примерный план работы с одаренными детьми

Мероприятие

Ответственные
1
Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:
  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей
  • Тест ШТУР
Классные руководители, психолог
2
  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.
Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых   обучающихся.
Администрация, психолог
3
Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога
Психолог, учителя- предметники

4
Утверждение индивидуальных  программ по работе с одарёнными детьми
Зам. директора по УВР
5
 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей
Администрация, руководители МО
6
Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.
Педагоги – предметники, зам по УВР
7
Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми
Библиотекарь
учителя- предметники
8
Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся
Администрация, учителя - предметники
9
Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
Учителя  - предметники
10
Привлечение  одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.
Учителя  - предметники
11
Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, городских  олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.
Учителя  – предметники, администрация
12
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей
Администрация, учителя – предметники
13
 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Учителя- предметники
14
Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.
Учителя  – предметники, психолог, администрация
15
 Активизация  работы научного общества обучающихся и учителей
Администрация
16
Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей
Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники
17
 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.
учителя – предметники, педагоги дополнительного  образования.
18
 Подготовка и проведение предметных недель и декад
Учителя – предметники, руководители МО
19
Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции
Учителя- предметники
20
Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах
Учителя- предметники
21
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми
Руководители МО, учителя - предметники
22
Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся.
Администрация, руководители МО
23
Участие в  районном летнем лагере для одаренных детей
Администрация, учителя- предметники
24
Участие в международных играх
Учителя- предметники, администрация
25
Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года»
Учителя – предметники, администрация
26
Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам
Учителя- предметники, руководители МО
27
Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь»
Педагоги дополнительного образования, классные руководители
28
Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях
Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования
29
Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований
Классные руководители, учитель физкультуры
30
Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов
Классные руководители, педагоги дополнительного образования
31
Ведение   элективных  и  факультативных курсов
Администрация
32
Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми
Учителя- предметники
33
Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми
Учителя- предметники
34
Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»
Администрация
35
Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми
Администрация, руководители МО
36
Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы
Администрация
37
Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов
Учителя- предметники, руководители МО
38
Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.
Учителя- предметники, администрация
39
Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках
Учителя- предметники
40
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
Учителя – предметники
41
Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения
Учителя –предметники
42
Анализ результативности с одарёнными обучающимися:
  • на совещании при директоре
  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете
Администрация

10. Формы проведения мониторинга одаренных детей

Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Общешкольная конференция достижений обучающихся
1 раз в год
Предметные недели
По годовому плану
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
На педсовете
Внутришкольный контроль
По годовому плану
Творческие отчеты кружков и спортивных секций
1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки
По годовому плану
Проектная деятельность
По годовому плану
Мониторинг динамики развития
По годовому плану

11. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
-          наличие базы данных;
-          участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
-          наличие НОУ (научного общества учащихся);
-          участие  обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
-          участие  обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;
-          создание портфолио выпускника школы.





Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными детьми» 
ЛЕНИВЫЕ ДЕТИ 
Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Что влияет на появление у детей лени? 
Со стороны родителей: 
ü    Отрицательное влияние окружающей среды, 
ü    Ограждение детей от любого труда, 
ü    Внушение детям пренебрежительное отношение к физическому труду (стремление подготовить их к «интеллигентной» профессии), 
ü    Освобождение детей от любого труда в связи с его слабым здоровьем (даже от уроков физкультуры), 
ü    Родители исполняют все капризы ребенка, он становится избалованным, 
ü    Отсутствие в семье трудовой обстановки, 
ü    Отсутствие контроля за выполнением домашнего задания. 
Со стороны педагогов, воспитателей: 
ü    Отсутствие профориентационной работы, 
ü    Постоянная морализация детей по поводу укоренившейся лени, 
ü    Отсутствие систематического контроля за работой ученика на уроке, во внеклассной деятельности, 
ü    Несправедливо заниженная оценка, 
ü    Неподготовленность к выполнению классной и внеурочной работы, 
ü    Длительное нахождение в непроветриваемых помещениях, 
ü    Неподготовленность учителей к уроку. 
Со стороны сверстников: 
ü    Влияние большинства ленивых учащихся класса, 
ü    Вовлечение в дело, которое интереснее и легче, чем «уроки», 
ü    Мнение подростков, что хорошо учиться – позорно, так поступают «зубрилки», «учительские подхалимы», 
ü    Бытует мнение, что интеллектуальные люди мало получают, а работают много, 
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ У ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ ЛЕННОСТИ? 
Ø    Цели и задачи по предмету должны быть понятны, ясны и интересны, 
Ø    Выработать привычку работать самостоятельно и прилежно, 
Ø    Убеждать учащихся в том, что общее образование является фундаментом профессиональности, 
Ø    Оберегать детей от учебных перегрузок, дозировать задания в соответствии с их здоровьем, подготовленностью, 
Ø    Учителям хорошо готовиться к урокам и проводить их с высокой заинтересованностью учащихся, 
Ø    Воспитывать в детях потребность трудиться, 
Ø    Использовать методы поощрения, 
Ø    Контроль за учебой и дисциплиной. 
  
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ПАССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 
Основные причины пассивного поведения: 
ü    пониженная интеллектуальная активность, 
ü    недостатки физического здоровья (болезнь, переутомление), 
ü    дефекты развития, 
ü    застенчивость, обидчивость, неуверенность в себе, 
ü    отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, 
ü    недостаток в воспитании действенных мотивов учения, 
ü    усложнение учебного материала, 
ü    ослабление контроля как со стороны родителей, так со стороны учителей за учащимися или, наоборот, слишком мелочной опекой, контролем, 
ü    переключение внимания отдельных учащихся на внешкольную деятельность, 
ü    неблагоприятное воздействие темперамента (флегматик, холерик), 
ü    невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. 
ü    переутомление школьников. 
Что необходимо предпринять родителям и педагогам с целью повышения активности детей: 
ü    формировать положительную мотивацию к учебе, 
ü    совершенствовать и усложнять учебные действия, умственную деятельность детей, 
ü    поощрять развитие самостоятельности в усвоении новых форм работы, 
ü    чаще вовлекать детей во все долее разнообразные виды самостоятельной работы, дающей им возможность проявить свою взрослость, 
ü    ориентировать ребенка на предстоящие виды деятельности, 
ü    способствовать созданию различных форм сотрудничества учащихся в совместной учебной работе. 
  
НЕОРГАНИЗОВАННЫЕ  И НЕНАСТОЙЧИВЫЕ УЧАЩИЕСЯ 
Основные причины отсутствия настойчивости у отдельных подростков, которые необходимо учитывать родителям и педагогам: 
ü    личностные факторы, 
ü    неправильное воспитание детей со стороны родителей- это избалованные, изнеженные, не приученные к упорному труду  дети, 
ü    отсутствие терпения в выполнении любых поручений, заданий, 
ü    неуспехи в учебе – главная причина появления «трудных» учащихся, 
Что необходимо предпринять родителям и педагогам с целью повышения активности детей: 
ü    контроль за выполнением любой работы. Небрежно выполненную работу не стоит принимать, а добиться ее переделки, 
ü    необходимо очень тщательно выбирать меры поощрения и наказания, 
ü    помочь детям выполнять порученное дело до конца, 
ü    практиковать систематическую дозировку объема учебного материала, 
ü    проводить профориентационную работу, 
ü    воспитывать толерантность как черту характера. 
ДЕТИ – ЭГОИСТЫ 
Причины возникновения эгоизма: 
ü    немедленное и полное удовлетворение всех желаний и капризов детей в семье, 
ü    поощрение проявления крайнего индивидуализма. 
Что необходимо предпринять для уменьшения эгоистических черт: 
ü    поощрять заботу друг о друге, взаимопомощь, 
ü    воспитывать самокритичность, объективные оценки своих действий и поступков, 
ü    при первых проявлениях эгоизма реагировать на это отрицательное явление, при этом замечать и поощрять товарищество, взаимовыручку, 
ü    предоставлять детям большую самостоятельность там, где это возможно, уважать их личность, но это все делать при разумном и обоснованном контроле, чтобы не подавить в личности формирующуюся самостоятельность. 
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ, УПРЯМЫЕ, ГРУБЫЕ И ЛЖИВЫЕ ДЕТИ 
Недисциплинированные – это дети, которые постоянно привлекают к себе внимание родителей, учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. 
Как поступать родителям с этими детьми: 
ü    прежде всего, выяснить причину подобного нежелательного поведения, 
ü    поскольку у детей этого типа, как правило, бывает избыток энергии и неумение рационально проявлять свою инициативу, родители и педагоги должны давать достаточную нагрузку таким детям, чтобы у него не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела, 
ü    разумно, тактично направлять проявление их активности, 
ü    разумно использовать методы поощрения и наказания. 
В ситуации конфликта: 
·                    действуйте твердо, будьте требовательными, но одновременно доброжелательными и тактичными, 
·                    нельзя стремиться к тому, чтобы переупрямить и тем сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому, грубому давлению 
·                    ни в коем случае нельзя допускать приказную форму обращения к таким детям, но и не вступать на путь уговоров и упрашиваний, 
·                    добиться эффекта можно только при условии ненавязчивого и деликатного совета. 
  

Грубые дети 
Для разрешения конфликтных ситуаций педагогам необходимо: 
Ø    выяснить причины, чем был вызван конфликт: это может быть грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде, а так же диктаторские формы обращения, мелочная опека, чрезмерное и неуместные выражения нежности и т.д. 
Ø    грубое и несправедливое поведение взрослых по отношению к детям, 
Ø    переутомление детей, чрезмерная заорганизованность домашними и школьными делами, 
устранить грубость в детях взрослые могут только уважением их достоинств, предоставлением им определенной самостоятельности, разумной организацией их активности, режима труда и отдыха.


                           ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Учитель начальных классов в процессе обучения учащихся часто сталкивается с проблемами. Наиболее распространенными являются  трудности адаптации младших школьников, тревожность,  агрессивность, низкая учебная мотивация. Предлагаем  практические советы по устранению распространенных трудностей учащихся  при обучении.


·       Пути и методы формирования положительной мотивации учебной деятельности.



Содержание обучения выступает для учащихся в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него воздействия, а, следовательно, и не вызывает деятельности. Только та информация, которая созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.
У младшего школьника возникают и развиваются: потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке и др. Отсюда следует, что при разработке планов уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся.
Для этого содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Поэтому вряд ли правильно поступают те учителя, которые, обнаружив неуспеваемость учащихся по какому-либо предмету или разделу программы, значительно упрощают содержание учебного материала, буквально "разжевывают" все сложные вопросы и понятия. Такой путь может дать лишь временный успех. Это приводит к тому, что изучение такого облегченного материала становится для учащихся скучным и тягостным делом, которое, естественно, не способствует становлению мотивации учебной деятельности, а, наоборот, убивает всякий интерес к ней.
Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощутил счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться на прошлые знания учащихся. Но в то же время он должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира, без которой обучение просто невозможно.

·       Рекомендации по работе с гиперактивными учащимися.
                         
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
        Наверное, в каждом классе  встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе  учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Такому ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, ему  трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

Рекомендации по работе с агрессивными  детьми

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО УЧЕНИКА
       Почти в  каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает предметы, намеренно употребляет грубые выражения - одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
       Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше - он не знает. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Правила работы с агрессивными детьми.
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева:  назвать чувство «по имени», заняться физическими упражнениями, нарисовать чувство.
6.Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.



 Рекомендации по работе с тревожными учащимися

                             
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
       Тревожных учеников отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети  думают, что они  хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.


Правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

 *Примечание:
Профессиональную помощь вам может оказать школьный психолог, а также специалисты в  психологическом центре «Высота». Вам помогут провести  психодиагностику, дать компетентный анализ результатов, выработать рекомендации по устранению проблем.

Личностный аспект компетентности учителя

 Что должен  знать учитель, чтобы сохранить свое психологическое здоровье? Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома профессионального выгорания:
1. Физические симптомы
Усталость, физическое утомление, истощение
Уменьшенный или увеличенный вес
Недостаточный сон, бессонница
Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)
Затрудненное дыхание, одышка
Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание
Гипертензия (повышенное давление)
Язвы, нарывы
Сердечные болезни

 2. Эмоциональные симптомы
Недостаток эмоций, неэмоциональность
Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни
Безразличие и усталость
Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
Раздражительность, агрессивность
Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться
Депрессия, чувство вины
Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания
Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив
Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)
Преобладает чувство одиночества        


3. Поведенческие симптомы
Рабочее время больше 45 часов в неделю
Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть
Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.
Малая физическая нагрузка
Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств
Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.)
Импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние
Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе
Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)
Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни
Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу
Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям
Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)
Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы.
Нет времени или энергии для социальной активности
Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби
Социальные контакты ограничиваются работой
Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе
Ощущение изоляции , непонимания других и другими
Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег



Как позаботиться о себе
Существует много разнообразных способов, как можно позаботиться о себе. Это могут быть групповые  и индивидуальные занятия с психотерапевтом, музыкальная релаксация, аутотренинг, арттерапия.
Один  из  приемов, с которым мы хотим Вас познакомить - это упражнение «Забота о себе».
Для работы  понадобится чистый лист бумаги. Разделите его на четыре части.  Получится четыре «окошка». Для начала  подумайте, о чем же вам предстоит заботиться, и обозначьте  каждое из окошек.
•        Во-первых, это – ваше тело, физическая оболочка. Поэтому в одном из «окошек»   запишите: «Тело».
•        Во-вторых, у человека есть разум, который управляет телом. Внесите это слово во  второе «окошко».
•        В-третьих, самое главное, пожалуй, что у человека есть, – это душа. О ней мы  тоже будем заботиться!
И четвертое, про что ни в коем случае нельзя забыть, – это чувства. Они также  нуждаются в самой нежной заботе. Вот что у вас получилось.
   

Тело
Душа


Разум
Чувства


2. Теперь заполните эту таблицу. Нужно придумать максимальное количество вариантов заботы о каждом из этих составляющих вас. Не ограничивайте свою фантазию и желания, важно только, чтобы ваши идеи подходили лично вам. Постоянно задавайте себе вопрос: «Как я могу позаботиться о своем теле?», «В чем нуждается моя душа?», «Как я смогу выразить заботу о своих чувствах?», «Что мне поможет позаботиться о разуме?»
Приведём несколько примеров.

Тело

питаться (желательно вкусно и разнообразно)
высыпаться,отдыхать
плавать, не мерзнуть
заниматься в тренажерном зале
делать массаж, маникюр
ходить в сауну, загорать
Душа

не совершать плохих поступков
встретиться с давним другом
побывать на интересной выставке
простить своих близких
делать то, что подсказывает душа
петь, танцевать
гладить любимую кошку
валяться на пляже или на диване

Разум

читать
научиться чему-то новому
размышлять
общаться
прислушиваться к мнению разных людей
посещать музеи
научиться решать  задачи
Чувства

общаться с друзьями
прислушиваться к своим чувствам
не вступать в отношения с людьми, которые не нравятся
выражать свои чувства, а не накапливать их
слушать свою любимую музыку
сказать N, что я о ней думаю
купить ту прекрасную кофточку
сходить с … погулять в парк
3. После того как заполните табличку, начинайте  следовать тому, что написано. Включите красивую и любимую музыку – для настроения, возьмите обычный конвертик и на нем старательно напишите свое имя. Раскрасьте и разрисуйте конвертик, чтобы получилось очень красиво. Выберите из своей таблички по одному-два самых лучших, на Ваш взгляд, варианта заботы о своем теле, о своей душе, разуме и чувствах. Получится своеобразный меганабор способов порадовать себя. Напишите  эти способы на отдельных маленьких бумажках и положи их внутрь конверта.
В любой момент Вы можете  открыть этот волшебный конвертик... А там! Чудесные способы сделать свою жизнь лучше – проявить любовь и заботу о себе!




Как улучшить дисциплину в классе?

Дисциплина учащихся — это, наверное, одна из вечных проблем в педагогической деятельности.

Каковы же мотивы плохого поведения учеников?

О четырех мотивах плохого поведения учащихся рассказывает в своей книге С.В.Кривцова «Тренинг: учитель и проблемы дисциплины». М.: Генезис, 2000. Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Очень рекомендую познакомиться с этой книгой не только молодым педагогам, но и самым опытным.

На проявления деструктивного поведения ребенка мы всегда реагируем эмоционально, импульсивно. Но необходимо помнить, что за видимыми проявлениями всегда есть некая причина, толкающая ребенка на такое поведение.

Итак, четыре мотива плохого поведения учащегося.


Привлечение внимания
Власть
Месть
Избегание неудачи
Реакция учителя:
эмоции
Раздражение, негодование
Гнев, негодование,
может быть страх
Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху
Профессиональная беспомощность
Реакция учителя:
импульс
Сделать замечание
Прекратить выходку
с помощью физического действия
Немедленно ответить силой 
или уйти
из ситуации
Оправдаться 
и объяснить неудачу
с помощью специалиста
Реакция ученика
Временно прекращает
Прекращает выходку, когда сам решит
Прекращает выходку, когда сам решит
Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать
Сущность поведения
Получать особое внимание
«Ты мне ничего не сделаешь»
Вредить в ответ
на обиду
«Не буду
и пробовать, 
все равно
не получится»
Социальные причины
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения 
в окружении ребенка
Рост насилия
в обществе
Слишком высокие требования родителей
и учителей
Способы предотвра- щения
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
Строить отношения 
с учеником 
по принципу заботы о нем
Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась 
на установку
«Я могу»

Понимая основные причины нарушения дисциплины учащимися, следует задуматься и о приемах своевременного предотвращения нежелательного поведения в классе.
Вот некоторые из этих приемов.

Как улучшить дисциплину в классе?

1. Контакт глазами: никаких слов - только взгляд. 
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов. 
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. 
4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки. 
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь." 
6. Делай неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом. 
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность. 
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать.
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами.

11. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников. 
12. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение".
13.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

Уважаемые педагоги! Ваша забота, терпение, доброжелательность всегда найдут отклик в детской душе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий