Страницы

Ученикам

Слово «психология» в переводе с греческого означает «наука о душе». Наука психология изучает мир душевных явлений человека, а психологи помогают личности разобраться с этой гаммой чувств и эмоций.
Психолог?!  Кто он?   
Все могут ошибаться. И каждому может быть необходима помощь и поддержка. И спросить её не стыдно.

Но получить помощь можно, только искренне желая её. Если ни у вас нет мотивации к изменению себя и своего отношения к проблеме – никто не сможет вам помочь насильно.

О психологе думают, что это кудесник, который все проблемы и ситуации, формировавшиеся годами, может разрешить за 1 час, и, что самое приятное, вам ничего не нужно при этом делать самим. Мифы. Это всё мифы, очень далёкие от реальности.

Психолог – это не само совершенство, он не ставит диагнозы и кресты на людях. Задача психолога – помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело. Это челочек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни. Ведь каждый случай индивидуален.

Не рассчитывайте, что вам скажут, какой путь выбрать, решение всегда останется за вами. А за решением последует труд. Каждодневный труд по изменению устоявшегося порядка и знакомых вариантов поведения. Это тяжёлая работа, которую кроме вас никто сделать не сможет.


Зато, с какой гордостью вы сможете потом оглянуться на проделанный путь и сказать себе: я это смог.









Учимся общаться. Эффективные методы общения.

            Что мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако основная причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения — умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит,  он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

            Неформальное общение — это общение дома, с родителями и друзьями; формальное — на работе, во время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и оказывать длительное воздействие. «Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»... — эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.

            Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.

Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:
ü      Общение на равных, без грубости и подобострастия.
ü      Уважение личного мнения собеседника.
ü      Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.
ü      Общение на уровне просьб, а не приказов.
ü      Поиск компромиссных решений.
ü      Умение ценить решение собеседника.
ü      Умение принимать опыт других.

            Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.

            Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера, которые  присущи только ему.

            Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.

 Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с «неудобным собеседником», которые надо знать и взрослым, и подросткам:

Ø      Используйте «язык-Я». Начиная фразу со слов: «С моей точки зрения...» или «То, как я это вижу...», вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.

Ø      Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты хорошо выполнил поручение». Такое начало разговора даст собеседнику возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.

Ø      Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.

Ø      Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.

Ø      Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает никакого результата.

Ø      Чаще всего честность — лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог — самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.

Прими к сведению
v                Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять.
v                   Речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду.
v                   Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться.
v                   Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора.
v                   Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же - 60%, а в памяти у них остается лишь от 10 до 15%.
v                   Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда.
v                   Лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается.
v                   Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит.
v                   Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные.
v                   Слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке.
v                   Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим.
v                Располагаясь за столом, друг против друга вы создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров.

Запрещенные приемы во время беседы.
 Ни в коем случае не следует:
Ø      Перебивать партнера,
Ø      -Негативно оценивать его личность,
Ø      Подчеркивать разницу между собой и партнером,
Ø      Резко убыстрять темп беседы,
Ø      Избегать пространственной близости и не смотреть на партнера,

Ø      Пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден,
Ø      Не понимать или не желать понять его психологическое состояние.




      КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ        
Ø       Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
Ø       Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
Ø       Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
Ø       Научись пользоваться словарями и справочником. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила и формулы в справочниках.
Ø       Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
Ø       Если то, что изучали на уроке тебе показалось трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
Ø       Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать ( то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
Ø       В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.
Ø       Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
Ø       Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
Ø       Убери со стола все лишнее – то,  что может отвлекать. Приготовь все, что нужно для выполнения первого задания (учебник, карты, карандаши, словари, справочники и т.д.). После выполнения первого задания, приготовь необходимые предметы для следующего. 
Ø       Между уроками делай небольшие перерывы.
Ø       Сначала постарайся понять материал, а потом его запомнить.
Ø       Прежде, чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правило, на которое оно направлено.
Ø       При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
Ø       Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным.
Ø       Если материал, который нужно выучить, очень большой и трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.
Ø       Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, заранее распределив нагрузку равномерно.
Ø       При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответе на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
Ø       Составляй план устного ответа.
Ø       Проверяй себя.

У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!!!     


О будущей профессии

Задание «Семь шагов к взвешенному решению»
Это задание поможет тебе построить более четкую картинку своей будущей профессии
1. Составление списка подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составление списка требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определите значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. Для этого необходимо составить список требований следующим образом: внимательно посмотрите на свой список и найдите в нем требование, которое является самым несущественным, неважным, незначительным и поставьте цифру 1. далее снова просмотрите список и снова найдите не самое значительное требование, поставьте цифру 2 и так далее по списку. Таким образом, у вас получится список наоборот – последние, оставшиеся требования будут самыми важными для вас.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. 

Задание «Я выбираю профессию»

Для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, разбираться в себе, своих мыслях и стремлениях. Следующая анкета поможет тебе в этом.

1. Мои мечты и желания
Кем бы я хотел стать по профессии через 10 лет
Запишите основные этапы на пути к своей мечте – 5-7 этапов

2. Мои интересы и склонности
Перечислите любимые занятия и предпочитаемые профессии
Отметьте опыт работы по профессии

3. Состояние здоровья – здоров, функциональные отклонения, хронические заболевания

4. Моя учеба
Запишите уровень успешности обучения по дисциплинам:
Естественным:  Химия_____ Биология______ География_____ Физика______ 
Точным: Алгебра_____ Геометрия______ Информатика______
Гуманитарным:  Русский язык______ Литература______История________ Английский язык_______                    Обществоведение_______
Технология_______ Черчение_______
Физкультура________

5. Моя самоорганизация – лень и недостатки
- Запишите три самых неприятных момента, связанных с работой по профессии, и три – связанных с обучением в школе…
- Что в вас самих может помешать на пути к целям? (О «лени» писать нельзя – надо поконкретнее)
- Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению в учебное заведение)?
- Кто и что могут помешать вам в достижении целей?
- Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

6. Запасные варианты
Есть ли у вас резервные или запасные  варианты выбора? Перечислите их.

7. Информированность о мире профессий
Какие профессии я еще знаю, какие профессии мне нравятся?

8. Информированность о возможностях выбора вузов и др.
Какие образовательные учреждения мне знакомы?

9. Мои учебные предметы
Какие предметы мне необходимы для поступления в вуз?

10. Реальные действия
Что я уже сейчас делаю для реализации своих планов?

11. Смысл профессиональной деятельности
Какое значение для меня или других имеет выбираемая профессия?



Проанализируйте полученную информацию с родителями, друзьями, учителями в школе, школьным психологом, а также с людьми, мнение, которых является для Вас значимым.


Ошибки при выборе профессии


1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).


4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

 При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.


5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. К тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).


6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях) Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако, имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.



Работа мечты: миф или реальность?

Как правило, работе мы отдаем большую часть своего времени и сил. И хочется, чтобы ее выполнение приносило нам удовольствие или хотя бы удовлетворение – моральное ли, материальное ли. А лучше и то и другое, ведь, правда?
Эта статья  о том, бывает ли работа мечты и как ее найти, что нас мотивирует и почему денег всегда не хватает.
После прочтения, попробуйте обсудить эту статью с родителями, друзьями и значимыми для вас людьми.

·        Надо понимать, что понятие «работа мечты» абсолютно искусственный,маркетинговый термин, который используют для привлечения кадров, так как ощущение исполнения мечты – это все-таки краткосрочное состояние


·        Работодатели могут меняться
Многие психологи, работающие в областях профконсультирования и развития бизнеса,  считают, что нужно искать именно свое дело, свое призвание. Причем можно отталкиваться и от познания себя («чего я хочу?»), и от изучения предложений на рынке. Сейчас появляется все больше функционала и работ, о которых мы совсем недавно еще ничего не знали.

По словам экспертов, чтобы дело, которому вы себя отдаете, действительно доставляло радость и приносило удовольствие, должны совпасть три ключевых момента.

  1. Работу мечты можно найти, если у вас как минимум мечта есть. Так что первое – ваше желание.
Вы должны понять свои цели, определить краткосрочные и долгосрочные задачи. Не смотря на то, что кто-то знает себя лучше, кто-то хуже и в тот же вуз поступает по совету или принуждению родителей, за компанию с друзьями и так далее. Но никогда не поздно прислушаться к себе и решить, что на самом деле именно тебе самому хочется.

  1. Второе – это ваши знания и навыки.
Все-таки желание – это мечта, фантазия, а навыки – некая реальность («что я действительно умею?»). Независимо от стажа, опыта и уверенности в себе специалисты не рекомендуют занимать позицию всезнающего и всемогущего умельца: всем есть чему учиться. Помните: расширяя свои навыки, вы повышаете свою экспертность и, следовательно, себестоимость на рынке. Стоит понимать, что все очень быстро меняется,  а потому надо постоянно держать себя в тонусе, видеть поле для своего развития, анализировать, над чем еще стоит поработать.

  1. Наконец, третье – обстоятельства.
Даже если у вас есть готовность сменить поле деятельности и представление, чем бы вы хотели заниматься дальше, оцените свои возможности на данном этапе жизни. Скажем, если ваш ребенок только пошел в школу, испытывает стресс, постоянно болеет на этом фоне, стоит трезво оценить ситуацию и, возможно, посвятить свободное время не обучению по новой специальности, а помощи своему первокласснику. А исполнение мечты немного подождет. Однако, третий пункт, возможно, больше относится к вашим родителям.

  • Материальное или моральное удовлетворение: что мотивирует нас к работе?
В качестве важной составляющей идеальной работы многие наверняка бы назвали еще высокую оплату труда. Является ли этот фактор для нас главным и действительно мотивирующим?
 «Каждые 40 минут преподавания дарят мне такую радость, какую на основной работе я испытываю только один раз в месяц – при sms-оповещении о пополнении счета», – рассказывает 22-летний Антон. В школе его, выпускника престижного западного вуза, держит любимое дело, на хорошей позиции в крупной фирме – зарплата. Ни от денег, ни от удовольствия отказываться он не готов, так что приходится жертвовать практически всем свободным временем.
Возможность совмещать несколько работ есть не у всех, чаще всего приходится расставлять приоритеты.
Одним важен престиж и статус, им комфортно, только когда они ездят на машине не хуже определенной марки и модели, другим хорошо, когда они занимаются любимым делом.Неправильно считать одни причины и мотивы при выборе работы хорошими, а другие плохими – каждому свое. Вопрос в другом: сделан ли выбор в пользу того или иного самим человеком? Его ли это желание?

Психологи и психотерапевты отмечают, что люди часто не задумываются всерьез о том, что является для них главным в жизни, за что они себя уважают, и не решаются честно ответить себе на вопрос, какое место в этом самоуважении играет то, чем и как они зарабатывают. Нередко выясняется, что деньги как стимул для работы – это иллюзия. Как показывает терапевтическая практика, гоняясь за финансовым успехом и сопутствующими ему социальными метками, люди иногда просто пытаются доказать своим родителям, что они чего-то стоят. А иногда для них это единственное условие психологической безопасности. Точно так же может быть лукавством и позиция «деньги мне совсем не важны». Всё-таки для того, чтобы их заработать, нужно встать с дивана, на котором человека может держать, например, родом из детства страх неуспеха, а вовсе не приписываемая ему родней патологическая лень и безответственность.


Рост доходов и запросов или почему денег всегда мало?
Большая зарплата всегда предоставляет больше возможностей, и на какое-то время больше становится и мотивации к работе. Но важно помнить, что к позитивным переменам, в том числе финансовым, мы адаптируемся довольно быстро. Обычно, когда мы получаем прибавку, нам мечтается о том, что мы сможем себе позволить… Но, когда все-таки получаем повышенную зарплату, вскоре вдруг понимаем, что нам снова хватает не на все, на что хотелось бы. Список наших желаний тоже становится больше, причем не пропорционально доходу.

Исследование американского психолога Эда Динера (Ed Diener), профессора Иллинойского университета, и его коллег подтвердило, что рост доходов действительно может сделать нас счастливее, но только при условии, что наши желания и запросы не будут расти еще быстрее. Что в потребительском обществе весьма вероятно. Эта культура рассчитана на получение удовольствия в обмен на быструю трату денежных средств. Реклама формирует наш образ жизни, влияет на наши мечты, таким образом вызывая у нас определенную зависимость. Необходимо вытаскивать себя из этих эмоциональных ловушек и более критично относиться к своему потребительскому поведению.

Некоторые психологи объясняют стремление обрести некоторые вещи внешней референтностью: «Человек сам толком не знает, что он хочет, но вот он увидел у кого-то что-то, побежал и тоже купил, даже не задумываясь, нужно ли ему это и есть ли на это деньги. Научитесь  отделять: да, некоторые люди могут себе такое позволить, но причем тут я?
Еще одна причина необдуманных покупок не по средствам – низкая самооценка. Возникает иллюзия, будто появление баснословно дорогой вещи сможет помочь завоевать уважение и статус как у человека, которой этой вещью уже обладает. Найдите в себе те положительные моменты, которыми вам можно гордиться.
Научитесь  планировать свой бюджет. И в этом случае очень дисциплинирует наличие цели, на которую надо копить. Как правило, деньги находятся и «как бы сами» откладываются на то, что вам по-настоящему нужно и важно.

Главное найти себя, а работа мечты приложится!
Успехов вам в поиске себя!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА по подготовке к экзаменам


В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
Советы выпускникам
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков,особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!





Комментариев нет:

Отправить комментарий